Среда, 18.12.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Друзья сайта
  • Каталог популярных сайтов
  • Лучшие интернет магазины
  • Инстаграм
  • Лучшие украинские сайты
  • Мобильные операторы России и Украины
  • Самое популярное в сети
  • Обзор онлайн игр
  • Каталог производителей косметики
  • ИВ РОШЕ - КАТАЛОГ
  • Косметические бренды
  • Лучшие сайты интернета


  • вкусные рецепты
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Для друзей
    Главная » 2009 » Март » 17 » Фриланс как стратегия
    21:05
    Фриланс как стратегия
       

    Фриланс как стратегия


    Чтобы хорошо зарабатывать, фрилансер должен обладать редким качеством - умением организовывать свое настоящее и управлять будущим при отсутствии покровительства большой корпорации.

    Еще недавно фриланс был свободным выбором для смелых и уверенных в себе. Офисные клерки бежали от опостылевшей работы "от звонка до звонка", криэйторы боялись попасть в "режимное болото", а маникюрша Алла, выезжавшая на дом к клиенткам, даже не задумывалась, что имя ей - фрилансер. Мир не то чтобы перевернулся, но пошатнулся. Остаться без работы (или с работой, но фактически без зарплаты) стало просто. В сегодняшней ситуации фриланс остается способом "взять судьбу в свои руки", а также возможностью "пережить" или "перебиться". А работодатели сейчас, как никогда, готовы привлекать фрилансеров и поддерживать переход своих сотрудников на такой способ сотрудничества. Это вполне в рамках современного тренда "оптимизации расходов": специалист, которому не нужно место в офисе, компьютер, скрепки и не полагается оплачиваемый отпуск, просто находка для рачительного работодателя.

    Сначала разделим два понятия. Фриланс (от англ. free lance - свободное копье) - внештатная работа, нередко ее называют удаленной. Но удаленно могут работать и штатные сотрудники, связанные со своей компанией трудовым договором, и на них распространяются все нормы Трудового кодекса, просто устанавливается особый режим работы. Фрилансер же - это действительно "свободный художник", которого с работодателем не связывает ничего, кроме договора об оказании услуг, да и тот заключается не всегда.

    Конечно, стать фрилансером можно не во всякой профессии: трудно представить себе токаря свободного полета. Но фрилансерами могут стать многие специалисты. По вольнонаемной схеме зачастую работают аудиторы, PR-консультанты, юристы, дизайнеры, журналисты, фотографы, фоторедакторы, программисты, репетиторы, тренеры, массажисты и любые частные мастера, работающие на дому. Конечно, большая часть фрилансеров - люди творческих профессий, но и бухгалтер может перейти на фриланс, если для его работы нужен лишь компьютер со специальными программами, а главное, наработанный опыт и репутация.

    "Майами айс" на Карибах

    "Да ну, какая еще философия жизни? Фриланс - это способ зарабатывать деньги. Просто так получилось, что мне необходим свободный график", - говорит Ирина Артюхова. В прошлом она не особенно задумывалась о стабильном доходе, но после развода денег не стало. Недели две женщина выпытывала у знакомых, где найти "рыбные места", пока не подвернулся вариант с небольшим рекламным агентством, имевшим, тем не менее, эксклюзивное право на размещение рекламных наклеек в московских подъездах. Ей тут же присвоили гордое звание коммерческого директора, но без оклада. Работала женщина исключительно за проценты и не тужила.

    Собственно, и сейчас Ирина продолжает продавать рекламные площади, правда, уже не только в подъездах, а еще и на биллбордах и в глянцевых изданиях. Теперь на нее работает более 10 сейлзов: тоже без оформления и без оклада. "Думаю, я могла бы работать точно так же, как сейчас, попивая при этом "Майами айс" на каком-нибудь Карибском острове. Просто не пробовала", - иронизирует г-жа Артюхова. Справедливости ради отметим, что рынок рекламы в последние несколько месяцев существенно сузился, но, по словам Ирины, ее "доходы упали не более чем на 20%".

    Эффект концентрации

    В последнее время западные корпоративщики жалуются на бестолковую возню с деловой почтой: в некоторых компаниях речь идет о трех часах выброшенного на ветер рабочего времени. Не лучше обстоят дела и у нас. Если к e-mail"ам коллег и партнеров прибавить всевозможные совещания, перекуры, чтение газет, "преведы" в icq и прочие необязательные действия, то от восьмичасового рабочего дня останется в лучшем случае часа четыре. Поэтому практически все клерки время от времени сталкиваются с необходимостью дождаться окончания рабочего дня и в спокойной обстановке "добить проклятый отчет". В этом смысле настоящими счастливцами кажутся фрилансеры, которые не скованы рамками корпоративного политеса. Работают они только тогда, когда хотят. Например, та же Ирина утверждает, что посвящает делам около 3-4 часов в день. С клиентами она встречается в их офисах, а совещания с командой проводит в кафе или на территории одной из компаний-работодателей. Она договорилась с ними по мере надобности занимать пару столов и переговорную в порядке коворкинга.

    Разыскивается работа

    Важно отметить, что залог успеха любого фрилансера во многом зависит от искусства плетения своей социальной сети. Дизайнеры, копирайтеры, программисты, SEO и другие специалисты, принимающие участие в интернет-проектах, собираются на многочисленных специализированных веб-ресурсах. На них работодатели размещают заказы и таким образом стыкуются с исполнителями. "Если $ 1500 можно стопудово заработать за день - это хорошие деньги, а если корпеть над кучкой заказов по $ 50, с учетом вероятности, что могут просто кинуть, не заплатить, то кому это надо?" - пишет на форуме Bambura, менеджер креативных проектов, участник сообщества freelance.ru, через которое, собственно, и ищет работу. Конечно такие деньги и такие проекты светят только "сильным" специалистам, а большинство участников коммьюнити перебивается поделками за 1000 рублей. Но в таком случае говорить о качестве работы не приходится. И вообще бюджет предлагаемых на интернет-площадках проектов редко превышает $ 3000. При этом задействованы в его рамках как минимум двое: программист и дизайнер.

    Достаточно эффективен оффлайновый нетворкинг. Александра Вильвовская работает над интернет-проектами и находит заказы исключительно через собственную реальную социальную сеть. "Главное тут поддерживать отношения, время от времени напоминать, что ты существуешь и не прочь получить заказ", - говорит Александра. Она рассказывает, что зарабатывает от 20 000 до 150 000 рублей в месяц. Когда же собственная социальная сеть не одаривает заказами, приходится туговато. Поэтому Александра собирается активнее продвигать себя через виртуальные сети.

    Активный фрилансер

    Лена (просившая не называть ее фамилию) - профессиональный маркетолог-фрилансер, работает с государственными и коммерческими структурами, проводя для них аналитические исследования. Закончив экономфак МГУ, она честно попыталась вписаться в корпоративную структуру крупной межнациональной компании - не удалось. "Я по натуре отшельница, а прозрачный опен-спейс давил на меня, как тридцать три атмосферных столба", - вспоминает Елена. Мучения длились около полугода, после чего девушка написала заявление об уходе. Только перед этим она подготовила почву, а именно, обеспечила себя заказами на следующие полгода. Тут пригодилось и хорошее образование, и репутация сильного специалиста. Сейчас Елена зарабатывает $ 4000-5000 в месяц. Из них около трети отдает субподрядчикам. Правда, заказы поступают неравномерно. "Нет, в ЖЖ и прочих сетях я работу не искала. Все гораздо проще: я знаю, где искать тендеры, умею их выигрывать", - делится опытом состоявшийся фрилансер. Речь идет о разделах "Конкурсы и тендеры" на сайтах потенциальных заказчиков (например, Минобразования и науки) и телефонной книжке.

    Друг, помоги

    Алексей Глинка так и не закончил МАРХИ. Когда-то он мечтал проектировать целые города в стиле Ле Корбюзье. "Мы живем во времена постсоветских строительных комбинатов, и мои хрустальные фантазии не находят спроса. В свое время пришлось переключиться на частные заказы: дачи, перепланировка квартир, кафе. С тех пор я мертв как большой архитектор, - с сарказмом замечает Алексей. - При этом я люблю подолгу зависать на транспати в Гоа. Естественно, на это нужны средства. Хорошо, что у меня есть компания-донор, ею владеет старый приятель. Звоню ему, когда заканчиваются деньги, и говорю: "Миха, нужны заказы". В течение недели я получаю проектные задания. Прошу по московским меркам немного - от $ 5000 до $ 15 000 - это демпинг, но зато спрос стабильный", - откровенничает Глинка. Проработав несколько месяцев в России, архитектор возвращается в свой "тропический рай".

    Больше денег

    Для некоторых "сносно" зарабатывающих штатников фриланс становится возможностью заработать больше денег. "Отмена губернаторских выборов подкосила мои планы. Избирательные кампании у нас назывались "чёс": новые города, новые кандидаты... эх, хорошие времена были. Помню за 3-4 месяца заработал на квартиру на Ленинском и Мерседес С-класса", - с тоской рассказал корреспонденту Работа.ру известный телеведущий федерального канала. Сейчас рынок политтехнологического фриланса сузился до малозначимых и не денежных муниципальных выборов. Но если говорить об известных людях, то, как раз, побочные внештатные заработки - и есть основная часть их дохода. На телевидении ведущие зарабатывают немного, но игра стоит свеч. Известность помогает поддерживать привлекательный имидж среди корпоративных заказчиков, которые приглашают звезд эфира принять участие в своих ивентах за хорошие деньги.

    В некоторых областях бизнеса фрилансером быть намного выгоднее, чем состоять в штате. И это не только креативные индустрии. Вот, например, сфера внедрения ERP-систем. Многие "внедренцы" (аналитики, программисты и PM"ы), прикормленные и без того большими окладами внутри компаний (от $ 3000 до $ 7000), начинают уходить из штата. "ERP - это проектная работа чистой воды, штатники там практически не нужны. Поэтому уход на фриланс в последнее время вошел в моду. Вообще говоря, если ты зарабатываешь 500-800 евро в день, то можно проработав полгода, остальные полгода плевать в потолок", - проясняет ситуацию хедхантер Кирилл Степаненко. То же касается многих консалтинговых, проектных по сути, специальностей: аудит, тренинговая деятельность, пиар-консалтинг. Основополагающий фактор успеха для консультантов - качественное брендовое портфолио и позитивные отзывы прежних заказчиков.

    Впрочем, офисным работникам тоже не стоит кусать локти, досадуя на неправильно выбранный путь. Говоря о фрилансерах, надо четко понимать, что по-настоящему хорошо зарабатывающих профессионалов среди них мало. Большая часть "поденщиков" мечтает устроиться на "хорошую, высокооплачиваемую работу", но не находит подходящих мест. Отказываясь от роли винтика в корпоративной машине, дресс-кода и восьмичасового рабочего дня, профессионал взваливает на себя, возможно, еще более тяжелое бремя. Фрилансер несет всю ответственность за свое настоящее и будущее: от самопродвижения и планирования собственного времени до полного выполнения заказа и отчетности за него. Так что работать на себя определенно сложнее, чем на "того дядю".

    Автор: Алексей Быков
    Просмотров: 645 | Добавил: daylight | Рейтинг: 0.0/0
    Сайт управляется системой uCozCopyright MyCorp © 2024