Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Для друзей |
|
Главная » 2009 » Март » 17 » Фриланс как стратегия
21:05 Фриланс как стратегия |
Фриланс как стратегия Чтобы хорошо зарабатывать, фрилансер должен обладать редким качеством -
умением организовывать свое настоящее и управлять будущим при
отсутствии покровительства большой корпорации.
Еще недавно
фриланс был свободным выбором для смелых и уверенных в себе. Офисные
клерки бежали от опостылевшей работы "от звонка до звонка", криэйторы
боялись попасть в "режимное болото", а маникюрша Алла, выезжавшая на
дом к клиенткам, даже не задумывалась, что имя ей - фрилансер. Мир не
то чтобы перевернулся, но пошатнулся. Остаться без работы (или с
работой, но фактически без зарплаты) стало просто. В сегодняшней
ситуации фриланс остается способом "взять судьбу в свои руки", а также
возможностью "пережить" или "перебиться". А работодатели сейчас, как
никогда, готовы привлекать фрилансеров и поддерживать переход своих
сотрудников на такой способ сотрудничества. Это вполне в рамках
современного тренда "оптимизации расходов": специалист, которому не
нужно место в офисе, компьютер, скрепки и не полагается оплачиваемый
отпуск, просто находка для рачительного работодателя.
Сначала
разделим два понятия. Фриланс (от англ. free lance - свободное копье) -
внештатная работа, нередко ее называют удаленной. Но удаленно могут
работать и штатные сотрудники, связанные со своей компанией трудовым
договором, и на них распространяются все нормы Трудового кодекса,
просто устанавливается особый режим работы. Фрилансер же - это
действительно "свободный художник", которого с работодателем не
связывает ничего, кроме договора об оказании услуг, да и тот
заключается не всегда.
Конечно, стать фрилансером можно не во
всякой профессии: трудно представить себе токаря свободного полета. Но
фрилансерами могут стать многие специалисты. По вольнонаемной схеме
зачастую работают аудиторы, PR-консультанты, юристы, дизайнеры,
журналисты, фотографы, фоторедакторы, программисты, репетиторы,
тренеры, массажисты и любые частные мастера, работающие на дому.
Конечно, большая часть фрилансеров - люди творческих профессий, но и
бухгалтер может перейти на фриланс, если для его работы нужен лишь
компьютер со специальными программами, а главное, наработанный опыт и
репутация.
"Майами айс" на Карибах
"Да ну, какая еще
философия жизни? Фриланс - это способ зарабатывать деньги. Просто так
получилось, что мне необходим свободный график", - говорит Ирина
Артюхова. В прошлом она не особенно задумывалась о стабильном доходе,
но после развода денег не стало. Недели две женщина выпытывала у
знакомых, где найти "рыбные места", пока не подвернулся вариант с
небольшим рекламным агентством, имевшим, тем не менее, эксклюзивное
право на размещение рекламных наклеек в московских подъездах. Ей тут же
присвоили гордое звание коммерческого директора, но без оклада.
Работала женщина исключительно за проценты и не тужила.
Собственно,
и сейчас Ирина продолжает продавать рекламные площади, правда, уже не
только в подъездах, а еще и на биллбордах и в глянцевых изданиях.
Теперь на нее работает более 10 сейлзов: тоже без оформления и без
оклада. "Думаю, я могла бы работать точно так же, как сейчас, попивая
при этом "Майами айс" на каком-нибудь Карибском острове. Просто не
пробовала", - иронизирует г-жа Артюхова. Справедливости ради отметим,
что рынок рекламы в последние несколько месяцев существенно сузился,
но, по словам Ирины, ее "доходы упали не более чем на 20%".
Эффект концентрации
В
последнее время западные корпоративщики жалуются на бестолковую возню с
деловой почтой: в некоторых компаниях речь идет о трех часах
выброшенного на ветер рабочего времени. Не лучше обстоят дела и у нас.
Если к e-mail"ам коллег и партнеров прибавить всевозможные совещания,
перекуры, чтение газет, "преведы" в icq и прочие необязательные
действия, то от восьмичасового рабочего дня останется в лучшем случае
часа четыре. Поэтому практически все клерки время от времени
сталкиваются с необходимостью дождаться окончания рабочего дня и в
спокойной обстановке "добить проклятый отчет". В этом смысле настоящими
счастливцами кажутся фрилансеры, которые не скованы рамками
корпоративного политеса. Работают они только тогда, когда хотят.
Например, та же Ирина утверждает, что посвящает делам около 3-4 часов в
день. С клиентами она встречается в их офисах, а совещания с командой
проводит в кафе или на территории одной из компаний-работодателей. Она
договорилась с ними по мере надобности занимать пару столов и
переговорную в порядке коворкинга.
Разыскивается работа
Важно
отметить, что залог успеха любого фрилансера во многом зависит от
искусства плетения своей социальной сети. Дизайнеры, копирайтеры,
программисты, SEO и другие специалисты, принимающие участие в
интернет-проектах, собираются на многочисленных специализированных
веб-ресурсах. На них работодатели размещают заказы и таким образом
стыкуются с исполнителями. "Если $ 1500 можно стопудово заработать за
день - это хорошие деньги, а если корпеть над кучкой заказов по $ 50, с
учетом вероятности, что могут просто кинуть, не заплатить, то кому это
надо?" - пишет на форуме Bambura, менеджер креативных проектов,
участник сообщества freelance.ru, через которое, собственно, и ищет
работу. Конечно такие деньги и такие проекты светят только "сильным"
специалистам, а большинство участников коммьюнити перебивается
поделками за 1000 рублей. Но в таком случае говорить о качестве работы
не приходится. И вообще бюджет предлагаемых на интернет-площадках
проектов редко превышает $ 3000. При этом задействованы в его рамках
как минимум двое: программист и дизайнер.
Достаточно эффективен
оффлайновый нетворкинг. Александра Вильвовская работает над
интернет-проектами и находит заказы исключительно через собственную
реальную социальную сеть. "Главное тут поддерживать отношения, время от
времени напоминать, что ты существуешь и не прочь получить заказ", -
говорит Александра. Она рассказывает, что зарабатывает от 20 000 до 150
000 рублей в месяц. Когда же собственная социальная сеть не одаривает
заказами, приходится туговато. Поэтому Александра собирается активнее
продвигать себя через виртуальные сети.
Активный фрилансер
Лена
(просившая не называть ее фамилию) - профессиональный
маркетолог-фрилансер, работает с государственными и коммерческими
структурами, проводя для них аналитические исследования. Закончив
экономфак МГУ, она честно попыталась вписаться в корпоративную
структуру крупной межнациональной компании - не удалось. "Я по натуре
отшельница, а прозрачный опен-спейс давил на меня, как тридцать три
атмосферных столба", - вспоминает Елена. Мучения длились около
полугода, после чего девушка написала заявление об уходе. Только перед
этим она подготовила почву, а именно, обеспечила себя заказами на
следующие полгода. Тут пригодилось и хорошее образование, и репутация
сильного специалиста. Сейчас Елена зарабатывает $ 4000-5000 в месяц. Из
них около трети отдает субподрядчикам. Правда, заказы поступают
неравномерно. "Нет, в ЖЖ и прочих сетях я работу не искала. Все гораздо
проще: я знаю, где искать тендеры, умею их выигрывать", - делится
опытом состоявшийся фрилансер. Речь идет о разделах "Конкурсы и
тендеры" на сайтах потенциальных заказчиков (например, Минобразования и
науки) и телефонной книжке.
Друг, помоги
Алексей Глинка
так и не закончил МАРХИ. Когда-то он мечтал проектировать целые города
в стиле Ле Корбюзье. "Мы живем во времена постсоветских строительных
комбинатов, и мои хрустальные фантазии не находят спроса. В свое время
пришлось переключиться на частные заказы: дачи, перепланировка квартир,
кафе. С тех пор я мертв как большой архитектор, - с сарказмом замечает
Алексей. - При этом я люблю подолгу зависать на транспати в Гоа.
Естественно, на это нужны средства. Хорошо, что у меня есть
компания-донор, ею владеет старый приятель. Звоню ему, когда
заканчиваются деньги, и говорю: "Миха, нужны заказы". В течение недели
я получаю проектные задания. Прошу по московским меркам немного - от $
5000 до $ 15 000 - это демпинг, но зато спрос стабильный", -
откровенничает Глинка. Проработав несколько месяцев в России,
архитектор возвращается в свой "тропический рай".
Больше денег
Для
некоторых "сносно" зарабатывающих штатников фриланс становится
возможностью заработать больше денег. "Отмена губернаторских выборов
подкосила мои планы. Избирательные кампании у нас назывались "чёс":
новые города, новые кандидаты... эх, хорошие времена были. Помню за 3-4
месяца заработал на квартиру на Ленинском и Мерседес С-класса", - с
тоской рассказал корреспонденту Работа.ру известный телеведущий
федерального канала. Сейчас рынок политтехнологического фриланса
сузился до малозначимых и не денежных муниципальных выборов. Но если
говорить об известных людях, то, как раз, побочные внештатные заработки
- и есть основная часть их дохода. На телевидении ведущие зарабатывают
немного, но игра стоит свеч. Известность помогает поддерживать
привлекательный имидж среди корпоративных заказчиков, которые
приглашают звезд эфира принять участие в своих ивентах за хорошие
деньги.
В некоторых областях бизнеса фрилансером быть намного
выгоднее, чем состоять в штате. И это не только креативные индустрии.
Вот, например, сфера внедрения ERP-систем. Многие "внедренцы"
(аналитики, программисты и PM"ы), прикормленные и без того большими
окладами внутри компаний (от $ 3000 до $ 7000), начинают уходить из
штата. "ERP - это проектная работа чистой воды, штатники там
практически не нужны. Поэтому уход на фриланс в последнее время вошел в
моду. Вообще говоря, если ты зарабатываешь 500-800 евро в день, то
можно проработав полгода, остальные полгода плевать в потолок", -
проясняет ситуацию хедхантер Кирилл Степаненко. То же касается многих
консалтинговых, проектных по сути, специальностей: аудит, тренинговая
деятельность, пиар-консалтинг. Основополагающий фактор успеха для
консультантов - качественное брендовое портфолио и позитивные отзывы
прежних заказчиков.
Впрочем, офисным работникам тоже не стоит
кусать локти, досадуя на неправильно выбранный путь. Говоря о
фрилансерах, надо четко понимать, что по-настоящему хорошо
зарабатывающих профессионалов среди них мало. Большая часть
"поденщиков" мечтает устроиться на "хорошую, высокооплачиваемую
работу", но не находит подходящих мест. Отказываясь от роли винтика в
корпоративной машине, дресс-кода и восьмичасового рабочего дня,
профессионал взваливает на себя, возможно, еще более тяжелое бремя.
Фрилансер несет всю ответственность за свое настоящее и будущее: от
самопродвижения и планирования собственного времени до полного
выполнения заказа и отчетности за него. Так что работать на себя
определенно сложнее, чем на "того дядю".
Автор: Алексей Быков
|
Просмотров: 645 |
Добавил: daylight
| Рейтинг: 0.0/0
|
|
|