Испорченная песня Сенсационная новость: в Санкт-Петербурге не появится «театр песни Аллы
Пугачевой». На берегах Невы не будет создан новый «культурный комплекс»
в устье реки Смоленки.
А что прикажете делать? Газетки
занимаются лингвистическим программированием, утверждая, что
вышеуказанный бред «появится» и «будет создан», поскольку холуйство у
некоторых, видимо, впечаталось в кровь и его никаким ультразвуком уже
не выбьешь – вот и я займусь вербальной магией. Стенка на стенку!
Никакого театра песни Аллы Пугачевой на берегах Невы не будет никогда.
Даже если этот опозоренный, униженный, изгрызенный корыстными крысами
город потеряет последние крохи достоинства – никто не посмеет тронуть
священные берега Смоленки, на которых расположены три кладбища и
которые в полном смысле этого слова являются «другими берегами». Иначе
проклятие всего рода - из века в век.
Конечно, Алле Пугачевой
невдомек, в каком месте она намеревается соорудить свой «театр» - и
потому, что в речах певицы никогда не было заметно никаких следов
знакомства с культурой (хоть бы для приличия кого-нибудь кроме себя
процитировала!), и потому, что она для Петербурга чужой человек. Города
знать не знает, ни с кем здесь толком не знакома, бывает редко, и
единственное славное деяние, которым она тут отметилась – это
знаменитая история восьмидесятых, с неприличным поведением звезды в
гостинице. Когда Пугачева так жутко обхамила бедную администраторшу,
что та всю жизнь вздрагивала, заслышав прославленный голос.
Самое
удивительное, что певица всерьез считает себя правой даже в этой
постыдной истории. АБП ведь всегда права. Вряд ли мысль о сдержанности,
следовании правилам, корректности, умении считаться с другими людьми
когда-нибудь приходила в эту голову. Вот и результат: перестав петь,
собираемся в поход на завоевание «театра песни». Известно же: если
режиссер разучился ставить спектакли, ему срочно нужно строить «новые
сцены», переставшему писать качественные книги – самое время рассуждать
о «литературном процессе» на ТВ, а если утрачен голос – возводи «центр
песни».
Разумеется, Пугачева отправляется туда, где, по ее
понятиям, сидит на воеводстве родственное создание. «Продвинутый
губернатор» - как выразилась звезда. Надо заметить, АБП, почтенная по
возрасту дама (г.р.1949), почему-то разговаривает исключительно на
уличном, полу-молодежном жаргоне и нисколько не затрудняется, например,
сказать в эфире - «меня на этой исповеди так колбасило, так колбасило!»
(НТВ, программа «Главный герой», 13 апреля 2008). Да-а. Интересный
такой «культурный» центр намечается... А Валентина Ивановна у нас
«стойкий оловянный солдатик» - положение ее губернаторское. Валентина
Ивановна славится умением мило распутывать сложные вопросы и так их
заговаривать, оглаживать и рассовывать по углам, что вроде бы их
становится и не видно. Подписали «протокол о намерениях» и расстались.
А там – мало ли что. Сами знаете. «Протокол о намерениях» никакой
юридической силы не имеет, равно, как и ритуальные слова о том, что –
да, да, нужен, очень нужен нам театр песни, всей душой, как я рада,
ваша навеки, приходите завтра.
Так что для Питера опасность еще
невелика – конечно, властям хотелось бы оттянуть общественный гнев от
треклятой башни Газпрома в сторону театра Пенсии, то есть простите -
Песни Аллы Пугачевой. Но у нас хватит на всех, не беспокойтесь! А вот
судьба АБП нынче невесела. И никто тут, кроме нее самой, не виноват.
С
нелегким сердцем пишу я эти строки. Певицу Аллу Пугачеву, человека
необычного, могучего, чрезвычайно одаренного, я любила всегда – покуда
она пела. Но ничто не вечно под луной, наступает другое время и
невозможно вести себя в шестьдесят лет так, будто тебе тридцать. Нет,
женщины, я вашему сумасшествию, вашей распущенности и жажде бесконечных
удовольствий потакать не буду - невозможно! По хорошему русскому
выражению – погуляла, матушка, пора и честь знать. Есть много
полноценных занятий для способного человека, для человека с сердцем, с
душой (а это всегда проглядывает в АБП сквозь вульгарный китч, сквозь
браваду, сквозь замашки «крестной мамы»). Пора бы открывать не «театры
песни» для безголосых родственников и друзей (если только вообще
имеется в виду театр песни, и это не рядовая коммерческая афера для
прикрытия совсем иных целей) – а больницы и часовни. Нужно бы
поддерживать гибнущие молодые таланты в провинции, учреждать премии для
действительно нуждающихся. Можно писать книги, пробовать себя в других
каких-то жанрах, это хорошо и правильно для творческого человека.
Но
Алла Пугачева маниакально зациклена на самой себе. Открыто радио
«Алла»- и звучит там Алла, и говорят там об Алле. В любом интервью
певица будет говорить о себе и только о себе. Она человек далеко не
бедный, в ее жизни сбылось и осуществилось все, но, как и многие
деятели искусств, начинавшие в 60-70-е, она считает, что советская
власть недодала ей денег, что Родина задолжала ей по большому, что у
нее есть только жалкий четырехэтажный дом на Истре, а не замок в
Лондоне, что ее обошли, ее обделили, и что поэтому она имеет право
требовать от Родины еще, еще, всего, побольше всего! Прямо-таки как
Универсальный Потребитель из повести братьев Стругацких «Понедельник
начинается в субботу». «Дай, дай, дай!» - вот главная песня всех этих
пожилых акул, которые когда-то были талантливы, умны, смелы, а
превратились в чудовищ с вечно разинутыми пастями. Когда же вы
уйметесь-то, мастера искусств? Есть же рядом с вами люди, ваши
современники, ничуть не менее вас талантливые, а то и более, которые не
превратились в прорву, которые не жалуются на советскую власть, не
обижаются на судьбу – а спокойно по мере сил работают. (Посмотрите на
Алису Фрейндлих!)
«Эх, испортил песню, дурак»- говорят у Горького в пьесе «На дне».
Вот и я скажу про Аллу Пугачеву – эх, испортила песню, ...!
ТАТЬЯНА МОСКВИНА (театровед, театральный критик и кинокритик)
|